alterristika: (Default)
[personal profile] alterristika
Преамбула


Ровнёхонько год назад (чесслово, мы себе не подыгрывали – это выяснилось уже на этапе оформления сего постинга:)) мы выложили здесь эссе "О мусорных вёдрах и пахнущих пóтом подмышках. Разница между воображаемым и настоящим", которое вызвало целый ряд довольно-таки острых дискуссий и – с нашей точки зрения – принесло тем самым немало пользы для осмысления важных вопросов в области альтерристики. (Принесло немало пользы, естественно, прежде всего нам самим – за остальных мы никоим образом не решаем; может быть, всем, кроме нас, это было неинтересно и вовсе не нужно:))

По ходу осмысления означенных вопросов Тата написала небольшую статью (что она, как вы сами понимаете, вообще-то делает редко:)) – но выкладывать эту статью мы тогда не стали, потому что к тому времени, как Тата её дописала, дискуссия сперва ушла в сторону от темы статьи, а потом, собственно, и вовсе закончилась. Дискуссия закончилась, а статья осталась лежать "до лучших времён".

Поскольку исходный вопрос дискуссии напрямую касался темы соотношения в альтерризме моделирования и погружения (то есть, попросту говоря, того, чтó именно мы предпочитаем: видеть мир второй реальности как он есть и общаться с ним живым – или сочинять от себя всё что нам вздумается и общаться со своими выдумками?) – то мы подумали, что вот как раз на нынешнем этапе, когда мы рассматриваем тему моделирования и погружения как таковую, прошлогодняя Татина статья может оказаться очень даже кстати.

Поэтому мы и выкладываем её сейчас – с некоторыми дополнениями и исправлениями по сравнению с прошлогодним вариантом, но в целом без принципиальных изменений.


*******************************************


О причинах стремления творящих мир "свинтить и склеить его как хочется"
или
О разных способах "сделать мир лучше"



Тут намедни (то есть в июле 2010) я наблюдала реакцию, которая меня удивила и озадачила. Эту реакцию вызвало вот какое наше утверждение:

"Когда мы хотим увидеть/ почувствовать/ воспринять мир второй реальности какой он есть, то есть – прикоснуться к нему ЖИВОМУ и НАСТОЯЩЕМУ – то моделирование только помогает нам более точно определиться, на что нам следует обратить внимание при погружении. При этом мы должны быть предельно объективны и не должны давать воли своим хотениям и предпочтениям – то есть наши хотения и предпочтения должны занимать ровно столько же места, сколько и в первой реальности, а никак не наоборот." –

В ответ на это наше утверждение последовали эмоциональные комменты в том смысле, что как бы не так! И даже не в смысле – "нет, это как бы не совсем так", а скорее в смысле – "вот ещё не хватало!"

В качестве главного аргумента была приведена следующая мысль:

"Этой самой объективной, то есть не зависящей от нас реальности нам хватает и здесь. Ежели кому-то дано увидеть \ сотворить \ придумать мир – то уж надо свинтить и склеить его как хочется хотя бы там."


Прочитав такие слова, я стало быть, удивилась и озадачилась. Поразмыслив, я предположила, что, возможно, наши френды вовсе не считают, что в данном случае за словами "свинтить и склеить как хочется" реально стоит самодержавный беспредел по типу "что хочу, то и ворочу, я тут бог, царь и герой, а прочие пусть ножки мне целуют, что я их породил и пекусь о них ничтожных" – быть может, дело обстоит совершенно иначе?

Возможно, подумала я, наши собеседники имеют в виду как раз противоположное – что ими руководит изначальный, базовый импульс альтерризма, требование к мирозданию "стать как оно должно быть, чтобы было ХОРОШО, А НЕ КАК СЕЙЧАС!"

Это – спонтанный акт протеста против унылой, несправедливой и убийственной действительности, с которого у многих детей и подростков начинается создание собственного мира: "пусть будет не так, как в жизни, а – лучше в сто раз!".


Какое же это "лучше"?

Это "лучше" бывает разное.

Для одних желаннее всего – пусть будет интересно, весело, смешно, нелепо, потешно!

"…Вы требуете, чтобы я
Придумывал рассказ.

И Первая велит начать
Его без промедленья,
Вторая просит: "Поглупей
Пусть будут приключенья".
А Третья прерывает нас
Сто раз в одно мгновенье."


(Льюис Кэрролл о создании "Алисы в Стране Чудес")

То есть – давайте из всех возможных миров выберем мир веселья и абсурда – и поваляем дурака всласть!

Для кого-то важнее, чтобы в изобретаемом мире у него или его героев были бы необыкновенные возможности, каких у него нет здесь, может даже нет ни у кого. Как оно вожделенно, особенно для существа, бесправного в мире взрослых и сильных – могущество!

"Орёл мечты меня унёс
На скалы грозных игр…" (с)


То есть – я хочу быть волшебником, суперменом, обладать ковром-самолётом, шапкой-невидимкой и лампой Аладдина – тогда я (с моим героем) отведу душеньку, всех кого надо накажу и как надо награжу!

Захватывающие приключения, необыкновенные события – из этой же области желаний: одновременно и развлечься от рутины, и переустроить кое-что в мире по своему разумению.

Наконец, бывает сильнейшее, сердце разрывающее желание – отменить то страшное, что произошло в жизни – или в книге: сделать неокончательными гибель, катастрофу, поражение, утрату. Это – пророчество Тринадцатой Феи из сказки о Спящей Принцессе: нет, принцесса Аврора не умрёт, уколовшись веретеном, как ей предречено злой феей – нет, Аврора просто проспит сто лет и будет разбужена поцелуем прекрасного принца!

"Не должны умирать смелые,
Не должны умирать красивые,
Не должны!" (с)


Так появляются альтернативы, если катастрофа произошла в первой реальности, и фанфики, если во второй. Я бы сказала, что этот стимул – силой мысли, даром созидания спасти, продлить жизнь того, кто тебе дорог, изменить на лучшее судьбы мира – самая основательная из предпосылок пробуждения дара альтерриста.


Итак, "свинтить и склеить его как хочется ХОТЯ БЫ там" – поскольку / покуда нет возможности ИСПРАВИТЬ И УЛУЧШИТЬ непосредственно здесь, так сказать, по месту облома. То есть "как хочется" следует понимать – "потому что хочется сделать лучше". Замечательно!

Но встаёт вопрос: а что же дальше? Первый импульс мы удовлетворили, дальше начинаются будни – будни уже второй реальности, с теми её параметрами, которые мы выбрали сами.

Кавардак и всеобщее дурачество требуют конкретизации, обоснования, развития, иначе в таком мире становится не просто скучно, а невыносимо, как в психушке без санитаров и нянечек. Наутро после "праздника непослушания в Стране Дураков" обнаруживаются убитые, морально и физически покалеченные и смертельно обиженные. Обнаруживаются они, конечно, если додумывать мысли и просчитывать сюжетные выкрутасы до конца – а не задвигать всё, что назавтра уже не кажется таким смешным, в дальний тёмный угол подсознания.

Если обращаться к моему личному опыту посредника, то после разудалого развлечения обычно вылезает кто-то, кто намедни выглядел самым большим идиотом и над кем все вдоволь нашутились (разумеется, и поделом, поскольку это ещё и главгад!) Этот субъект резонно замечает, что, мол, воля ваша – шутки шутить, но честнее было бы просто пристрелить. Сразу делается неуютно, хочется ему возразить и вообще всё расставить по местам – и это уже требует серьёзного вникания в ситуацию. Свинчивать-склеивать и отшучиваться-отмахиваться как-то уже не тянет.

Могущество (если говорить о второй причине для вмешательства в объективные законы) обязывает его обладателя к определённому служению – коли уж ты (или твой герой) и вправду на что-то эдакое способен, будь готов, что к тебе (к нему) побегут с просьбами о помощи, и прости-прощай беззаботная удаль. Чтобы этого не произошло, либо местные, то есть альтерриты, должны быть безголовыми и беззаботными придурками, неспособными сделать элементарные выводы из ситуации, либо у тебя (у него) должны быть какие-то таинственные ограничения могущества – заклятия, происки врагов, конец благодати квеста. Всё это требует объяснений хотя бы для самого себя и влечёт дальнейшую головную боль. Можно, конечно, всячески шифроваться – чтобы не мешали развлекаться и жить как нравится, не лезли с докучливыми мольбами о помощи. Но стоило ли тогда с самого начала затеваться с могуществом?

Наш опыт жизни в альтерре привёл нас к решению – научи всех мало-мальски подходящих тому, что делаешь сам: в итоге тебе рутинной работы будет меньше, ресурса на всякие оригинальные приключения останется больше, а мир вокруг будет постепенно улучшаться. К тому же – сколько интересных знакомств и благодарных сердец вокруг тебя! Но такой образ действия опять же требует отслеживания континуальности, ведения учёта, отлаживания методик обучения и прочей бухгалтерии – уж какое тут "свинчивание и склеивание".

Остаётся последний пункт, по причине которого совершается вмешательство в мировой порядок: "кого люблю, того спасу". Но если ты вчера вырвал полюбившегося тебе героя из пасти катастрофы, уготованной ему волей автора, отстоял его человеческое достоинство и своё понятие о справедливости от авторского произвола – станешь ли ты сегодня играть спасённым героем в куклы, накручивать-наверчивать, свинчивать-склеивать, ради того чтобы тебе было позанятнее с ним забавляться?

Человек и так перенёс тяжёлый стресс, оказался вырван из привычного контекста, возможно, потерял близких и родину – естественно будет позаботиться о том, чтобы создать для него оптимальные условия, стабильные, поддающиеся его осмыслению, чтобы у него не поехала крыша и у тебя в руках вместо живого существа не оказалась бы плоская картонная фигурка. Такую, конечно, можно всласть одевать в любые нарядные бумажки, размещать посреди любых экзотических декораций, привинчивать и приклеивать любые детальки – но к исходному импульсу прийти на помощь эта игра уже вообще не имеет отношения.


Вот такой я вижу ситуацию по вопросу о свободном конструировании миров и ситуаций: для начала – всё что угодно, абсолютно свободный полёт мечты и всех желаний, но при этом надо иметь в виду, что потом всё равно придётся отвечать за базар.

Ах да, есть же ещё вариант – ни за какой базар не отвечать, а просто бросать игру в одном мире, с одними героями, и начинать другую на новом месте: вроде как переходить из комнаты в комнату, наигравшись и разбросав игрушки. Но это, согласимся, недостойно зрелого человека, потому что в таком случае за наш базар придётся отвечать другим, не правда ли? – прежде всего, самим же героям и придётся. Если мы, конечно, имеем в виду мир, который живёт, и героев, которые в нём обитают, а не просто "играем в чепуху" по принципу "кто был – что делал – кто это видел – чем кончилось – что сказали люди". Однако бывает ведь даже и такое, что из подобной "игры в чепуху" рождается нечто живое – иногда с участием самого автора, иногда с участием фанфикера. И тогда мы вновь возвращаемся к тому, что уже обсуждали выше…


июль 2010 – июль 2011

Тата Гаенко




*******************************************


К оглавлению трактата "Альтерра и мы"
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

alterristika: (Default)
alterristika

May 2020

S M T W T F S
     12
3456789
101112 13 14 1516
17181920212223
24252627282930
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 28th, 2025 03:48 am
Powered by Dreamwidth Studios