alterristika: (Default)
[personal profile] alterristika
Стойко преодолев штормовую полосу давешних дискуссий в "Доме у дороги", возвращаемся наконец к размещению материалов трактата "Альтерра и мы".

Заранее просим прощения у тех, кто уже читал выдержки из первой главы трактата в "Лабиринте Судеб" – впрочем, как известно, повторенье есть мать ученья, так что, быть может, оно даже и к лучшему:))

Также хотим обратить читательское внимание на текст, размещённый нами в "Доме у дороги" буквально только что:
"Наши определения реальности и их практическое применение"

Возможно, этот текст позволит нашим читателям составить более отчётливое представление о том, о чём говорится в нижеследующей подглавке трактата.



*********************************


Часть 1.
Введение в альтеррологию


Глава 1.
Определим предмет разговора:
Основные характеристики и терминология



1.1.1. Критерии реальности второй реальности. Контакт с реальностью – функция от самоотдачи


Итак, явление, о котором идёт речь, представляет из себя нечто в ряде аспектов трудноуловимое, нечётко очерченное в пограничных областях – и вместе с тем по существу дела совершенно особенное.

Как мы уже сформулировали, феномен общения со второй реальностью – это такая сфера жизни и творчества, вступая в соприкосновение с которой человек может мысленным образом обрести доступ к некоему миру, внутренне связному и целостному, но не тождественному тому, в котором мы все обитаем телесно; может наблюдать этот мир и действовать в нём.

Мы вполне сознательно не акцентируем разницы между сотворением и выявлением того или иного мира, того или иного пласта второй реальности – не потому, что этой разницы не существует вообще, а потому, что куда более принципиальной является разница между соприкосновением с подлинной РЕАЛЬНОСТЬЮ второй реальности и всевозможными плодами вымысла, мечтаний и просто бреда. Эта разница имеет как "объективную", так и "субъективную" стороны; кавычки в данном случае обозначают относительность разграничения этих понятий – поскольку и о той, и о другой стороне дела можно судить как "снаружи", наблюдая контактирующего со второй реальностью, так и "изнутри", являясь таковым.

Начнём с того, чтобы выделить основные объективные критерии явлений, относящихся к области второй реальности. Эти критерии – прежде всего континуальность (непрерывность во всех аспектах) и наличие глубокой внутренней целостности и согласованности, обусловленное надёжностью причинно-следственных связей. В полной мере эти критерии могут относиться лишь к совершенным формам второй реальности – тем или иным конкретным мирам или пространственно-временным локусам; именно о них по преимуществу пойдёт речь в данной работе.

Вместе с тем существует великое множество явлений, относящихся, несомненно, к той же сфере, но не подпадающих под нашу формулировку – прежде всего потому, что сопутствующей им информации недостаточно для того, чтобы сделать вывод относительно их континуальности и причинно-следственной стабильности. Это могут быть разного рода "картинки" – обрывочные впечатления, связанные с восприятием тех или иных локусов или персонажей, взятых вне контекста или с минимальным контекстом, некоторые "наброски", внезапно обретающие яркость и объёмность, и т.д. и т.п. Такие явления мы будем называть "элементами второй реальности" – и также неоднократно касаться их в связи с основной нашей темой.

Объективные критерии, о которых мы говорим, позволяют оценить степень соответствия им того или иного явления "со стороны", не состоя с ним в непосредственном контакте, а лишь получая информацию об этом – через литературу или просто устные и письменные рассказы. Вместе с тем даже для вынесения подобного рода оценки "со стороны" зачастую совершенно необходимо правильно представлять себе субъективную сторону вопроса – а именно, отношение к делу самого носителя данного контакта, степень его серьёзности, благодарности, ответственности.

Дело в том, что глубина восприятия реальности как таковой, будь то первой или второй, непосредственно зависит от степени серьёзности отношения к ней воспринимающего её. Очевидно, что, если человека "не касаются" даже проблемы его ближайших соседей, а тем более жизнь обитателей других материков, то говорить об адекватности его восприятия этих сфер бытия представляется затруднительным. Чтобы полноценно воспринимать реальность, первую или вторую, необходима определенная степень открытости, постоянной готовности принять к сведению нечто новое извне – и, соответственно, постоянной готовности ответным образом вложить силы в ту практическую помощь, которая от тебя потребуется для изменения ситуации к лучшему. Чем полнее самоотдача, чем выше степень приложенных усилий, обусловленных не собственным волюнтаризмом, а насущными потребностями тех, с кем ты состоишь в общении – тем больше твоя возможность в полной мере соприкоснуться с реальностью, оценить её континуальность и глубину причинно-следственных связей, богатство и многообразие её жизненных форм и их духовного содержания, и т.д. и т.п. Первой реальности это касается абсолютно в той же мере, что и второй. Более того: человек, неспособный услышать своего ближнего и оказать ему своевременную помощь в первой реальности, вряд ли сможет адекватно оценить подлинную полноту реальности второй, вряд ли сумеет поддерживать и хранить бытие вверенного ему сокровища.

Готовность подать помощь и принять помощь, благодарность и ответственность – вот основные "субъективные" параметры, позволяющие оценить степень серьёзности отношения человека, степень вложения его усилий – и, в конечном итоге, степень подлинности его контакта со второй реальностью, что даёт возможность отличить результаты действительного контакта от произвольных вымыслов и себялюбивых мечтаний. Только эти качества, обусловленные исключительно личным выбором, позволяют человеку воспринять и оценить РЕАЛЬНОСТЬ второй реальности – удивиться, поразиться, задохнуться от восхищения, видя, насколько то, что тебе открылось, больше тебя, выше тебя, шире тебя, глубже тебя – едва ли не реальнее тебя самого.

Значение субъективной стороны дела выходит на первый план прежде всего в сфере контакта с элементами второй реальности, где трудно оценить степень континуальности и стабильности явления, – ну и, конечно, то же самое непосредственно касается момента первого соприкосновения, первой встречи с тем или иным миром, тем или иным человеком. От твоей решимости, готовности сделать первый шаг навстречу, в некотором смысле – шаг в бездну, прочь от комфорта привычности во тьму неизвестности, зависит степень реальности переживаемого тобой нового контакта – и, возможно, не только твоя дальнейшая судьба, но и судьба твоих визави.

В этом смысле вопрос о том, "кто тут настоящий, т.е. – не плод моего вымысла, чтобы я мог о нём позаботиться?", который не так редко возникает в сфере соприкосновения с элементами второй реальности – это в чистом виде повторение вопроса о том, "а кто есть мой ближний, чтобы мне возлюбить его, как самого себя?" – который в своё время был задан Христу (Ев. от Луки 10, 25-37). Ответ на это будет по существу дела тождествен евангельскому ответу: кто нуждается в твоей помощи, кому ты можешь её оказать – тот и есть "настоящий", и твои с ним отношения взаимопомощи свидетельствуют об этом как нельзя более реально.

Существует и ещё один очень важный момент. В своё время, судя по всему – на заседаниях философского общества "Инклинги", душою которого были Дж.Р.Р.Толкин и К.С.Льюис, было сформулировано, что одним из отличительных признаков реальности является НЕОЖИДАННОСТЬ. Это подмечено очень глубоко и очень верно. Неожиданность является функцией от основополагающей трансцендентной свободы, заложенной Богом в базовые структуры мироздания в акте его сотворения – той самой свободы, которую физики отмечают уже у элементарных частиц, поведение коих невозможно предсказать однозначно, той самой свободы, наивысшая реализация которой осуществляется в свободе выбора разумного существа. Можно смело утверждать, что наличие трансцендентной свободы является столь же неотъемлемым условием существования реальности, будь то первой или второй, как наличие причинно-следственных связей; можно даже предполагать, что свобода более необходима и первична. В любом случае именно взаимодополняющая парность этих основных условий бытия мира и дает возможность возникновения и существования бесконечного многообразия форм и вариантов, в которых жизнь раскрывается навстречу Создателю, чтобы принести Ему ответное "Да!" – временами ценою немалых усилий переступая через собственное самовлюблённое "Нет".

Для осознания человеком контакта со второй реальностью в отличие от игры собственного произвола вышеизложенная гносеологическая позиция может оказаться очень важной. Это может касаться самых разных вариантов – констатирует ли автор факт неожиданности поведения своего героя, усматривает ли неожиданные для себя повороты обстоятельств, испытывает ли участник ролевого действа неожиданные эмоции/мотивации со стороны "отыгрываемого" им персонажа, и т.д. и т.п. Осознание РЕАЛЬНОСТИ второй реальности, которое открывается в такого рода встречах с трансцендентной свободой подлинного творения – великий дар; необходимо бережно хранить память об этих встречах, чтобы не присвоить себе прерогатив Первопричины – и не вообразить в ослеплении самолюбования, что имеешь право бросить без помощи или даже вовсе уничтожить кого-либо из тех, кто явился на свет не без твоего участия.



*********************************


Данный текст был впервые опубликован в "Лабиринте Судеб" три года назад, вот здесь даже небольшое обсуждение имеется.


*********************************


К оглавлению трактата "Альтерра и мы"
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

alterristika: (Default)
alterristika

May 2020

S M T W T F S
     12
3456789
101112 13 14 1516
17181920212223
24252627282930
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 12th, 2025 10:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios