alterristika: (Тата в беседке)
[personal profile] alterristika
Тата размышляет:


Небесный купол голубой,
Звезда во тьме зажглась.
Да здравствуют: наш честный бой
И звёзды между глаз,

Весёлый спорт и честный спор –
Кто проиграл – убит;
Стрельба в упор и взгляд в укор –
И никаких обид;

И смерть, и смех в одном венке –
Ура, да будет так!
И распростёртый на виске
Прекрасный алый мак;

Сегодня, завтра и вчера
Да здравствуют, ура! –
Да здравствуют... – пока игра,
И ТОЛЬКО КАК ИГРА!

Тата Гаенко, февраль 77


Вслед предыдущему посту обсуждали моё отношение к врагам и мои понятия о том, как можно и как нельзя с ними обращаться. Сразу предупреждаю, что у Германа всё складывалось не так, как у меня.

Кому интересно, вот долгий разговор, давний, на эту тему в комментах к постам:

http://archiv-alterry.livejournal.com/60926.html
http://archiv-alterry.livejournal.com/61066.html
http://archiv-alterry.livejournal.com/61360.html

Цитаты из него:

Ивэ:

Тут всё будет зависеть от позиции самого представителя (от "белой вороны"), притом не номинально "ах простите их, моих окружающих, они не ведают что творят, они могли бы и хуже со мной обойтись, так что..." - а реально "да вы поймите, они делают то-то чтобы, а не потому что гады, а вы представьте себя на их месте в такой то ситуации - и как бы вы выкручивались? так это ещё не самый плохой вариант, они очень даже соблюдают себя, во, глядите..." - вот это учит конструктивно относиться (к противнику).


Тата:

…У меня постепенно накапливался опыт обращать внимание на чужую жизнь. Мне и раньше всегда было интересно, "а как это они могут так думать и что они вообще думают когда делают то и это"; в конкретном случае и по группе. Но как-то это имело другой практический выход, что ли? - скорее, найти лично к этому заходы в своих интересах. Чтобы принять всерьёз резоны другой стороны, мне постоянно не хватало мужества. Всё же для этого надо отступить со своих собственных резонов, как минимум - все подвергнуть переоценке, а мне хотелось твёрдо стоять на ногах и только в частном вопросе идти навстречу, типа учитывать, что у симпатичного знакомца могут быть свои мнения и заблуждения, он прав внутри себя, но монополия на общественно значимую правду - у нас.

Скажем так, по мере обретения опыта общения с разным народом я склонялась к тому, что а неплохо бы всем как-то договориться (в противовес прежнему взгляду), но этот опыт накапливался именно вследствие того, что рулил Герман. Вот в чём смех.

Мне вспоминается это примерно так.

В течение 02 до ЧМ мы (сперва с ПП а потом с Германом в паре) расширяли контакты количественно и качественно - от спасаемых из стана потенциальных союзников до "белых ворон" из стана противника.

А потом (именно по инициативе Германа, а я была даже против) и вполне благополучных из противников стали прихватывать и общаться вполне мирно. Когда мы с Фердинандом стали общаться, скажем? - именно что выбрали приличного парня и стали заигрывать. И когда потом утащили его к себе, это уже было не так совсем, чем когда захватывали по ходу операций пленных)

Вот что важно! сперва это был именно что проект "знакомим толкового противника с нашими ценностями"

А потом-то это было уже "противники толково знакомят нас со своими ценностями". И это другой этап, принципиально причём, именно в смысле - что не мы тут несём мир и культуру (великая миссия) а вникаем в реальное положение и это куда интересней.

Где-то тут и начало у меня проворачиваться понимание иных горизонтов. То есть стала доходить более сложная картина мира, где всё более привлекательно выглядела возможность общения с людьми-в-контексте, а не с одними маргиналами.

============================

Всё вышепроцитированное, а также нижеизложенное, призвано иллюстрировать моё объяснение того странного факта, что я то выступаю за ценность и необходимость агрессии как эмоции, то возмущаюсь по поводу мимоходом убитых кошек кровищи в чужих текстах, то сама сочиняю мюраль со свежими могилками, то неистово защищаю право альтерритов на жизнь.

И тут ещё вылезают на свет мои былые подвиги на заре вхождения в альтерру, тщательно с вниманием к процессу утопленные следователи и мои рассуждения про то, что мы специально искали такое место, где враги всегда неправы и поэтому с ними можно делать что угодно.

Я про это всё уже рассказывала не раз, но многабукав трудно осилить и охватить одним взглядом, поэтому рассказываю ещё раз в общем, раз вопрос встаёт снова и снова.

Мне-маленькой дома запрещали агрессию в отношении "своих" и слабых-безответных. Причём агрессию в любой форме, в том числе – в виде честного спора и неповиновения. А вот драться с врагом ради спасения жертвы из его рук или ради безопасности тех, кто мне доверился – самое милое дело. Спорить и не повиноваться, если перед тобой неправда, ложь, лицемерие – тоже хорошее дело (потому что "свои" никогда лжи себе не позволяют, значит кто так делает – те враги).

Агрессию в игре и "кровожадный" юмор (а это связано) мне тоже не запрещали. Поэтому я отводила душу в шутках и юмористических историях. А ещё оттягивалась в воинственных играх с друзьями-мальчиками, когда мы всласть ловили, "ранили" и "убивали" друг друга и с неменьшим удовольствием ловились, "получали раны" и падали "убитыми". Я вообще в недоумении от требований "не стреляйте из клюшки в моего ребёнка" – самого-то ребёнка спросили? Подозреваю, что многие взрослые начисто забыли, как клёво отыгрывать убитого в бою, а также подвергаемого пыткам и казням.

А также я давала волю фантазии в рисунках, в мысленных героических приключениях. А также пореалово искала единомышленников. А также мечтала встретить "идеальных противников – законченных негодяев".

Я до определённого возраста верила, что таковые существуют. Идеальный негодяй выглядел примерно так: гордый собой и одобряемый окружением лицемер, который прикрываясь лозунгами блага общества наслаждается своей властью над беззащитными животными и людьми, их мучает и убивает либо втайне, либо объясняя свои действия высшими соображениями. В конце концов увидела такое и пореалово, но нескоро.

Примерно таких я и искала, когда мы искали альтерру – чтобы можно было всласть драться.

Но тут ещё надо иметь в виду, что на этапе вхождения с ПП (Первым Партнёром) мы много шалили – для ПП это был единственный легитимный канал не только агрессии, но и вообще многих видов активности. Чтобы сохранить для себя легитимность (внутреннее разрешение этим заниматься), ему было необходимо постоянно себе напоминать, что всё это – "понарошку", бред сивой кобылы, словесная игра – поэтому ПП отыгрывал всевозможные каламбуры, описывал абсурдные ситуации с карикатурными реакциями участников и т.п. – то есть для него это был как бы "мюраль", а не действительность. А меня это несоответствие напрягало чем дальше, тем больше – потому что для меня за фигурами Пограничья / зоны вхождения в альтерру всё больше вставали судьбы и личности. Для меня нарочитые нелепости в поведении нас и наших визави были дисбеливом, который мешал погружению, а для ПП – последней возможностью считать это всё весёлой развлекухой, которая дозволена добропорядочному ребёнку.

Когда старшие ПП подозрительно спрашивали: "а что это у вас в разговоре то и дело тяжёлые предметы летают и кровь рекой льётся?" – ПП отвечал "не волнуйтесь, мы так шутим", а я "не волнуйтесь, это за правое дело!"

Но, обнаружив подходящее вроде место, мы встретили там куда больше, чем искали – настоящий мир и живых людей. И это ощущение (что всё настоящее!) меня накрыло очень быстро, а вот понимание, что среди настоящих людей не бывает "игротехов" ("плохих потому что так устроено / потому что они такие по собственному выбору") – вот это пришло постепенно. И именно вслед за этим открытием я стала осознавать, что и в первой реальности таких нет, даже среди самых отвратительных и опасных существ. Поэтому мои соображения, как стоит и как не стоит обходиться с противниками, стали меняться, и во второй реальности, и в первой.

По мере того как я вгружалась в сложности человеческих (ну и нечеловеческих) психических структур, во взаимодействие дефолтов, побуждений, представлений и всего такого – мне становилось ясно, что безупречных нет, а достойных уничтожения – уж тем более.

А с другой стороны, у меня менялись представления о смысле взаимодействия, о цене взаимопонимания, о соотношении боли и открытости. Вот про это я упоминаю в разговоре (в начале поста) – раньше мне представлялось, что не стоит "просто так" приставать к людям, но потом я изменила мнение.

Отдельно – пара слов о моём отношении к причинению боли. Я в целом согласна с Плюшевой Звездой:

"…если давно и привычно знаешь, что другому больно как тебе и не боишься боли для себя - то логично не бояться её и причинить, да? То есть те, кто боится причинить боль другому - либо недавно про это узнали, что другому больно, либо боятся причинения её себе…"

Только хочу уточнить: кому с малолетства запрещали агрессию – тот, стало быть, не испытал восторг преодоления страха и боли в боевом драйве. Не обязательно это драка, то же ощущение свободы и неуязвимости даёт, например, агрессия на защите своих рубежей, отстаивание правды и так далее. И поэтому тот, у которого нет опыта восторга схватки, опыта освобождения – тот, с одной стороны, отчаянно боится (причём заранее) боли, которую ему могут причинить извне, а с другой – парадоксальным образом стремится наносить себе повреждения, причинять себе боль, растравлять свои раны. И неразрывно связывает ту боль, которую сам может кому-то причинить – со страданием, с мукой, с ущербом. И исходя из этого, судит о своих действиях: "если я это делаю с другим существом – это означает, что я хочу ему сделать плохо: или оно такое плохое, что с ним никак иначе, или я такой плохой, что делаю это."

Так вот, именно это мне здòрово мешало адекватно воспринимать всё происходящее вокруг нас на ЗА, где совершенно иное отношение к личной свободе, к добровольности любых взаимодействий – а потому и к принятию и причинению боли. Так что я довольно долго шла от "можно убить, но нельзя причинить боль" к "страдание – в недобровольности, а не в боли, по обоюдному свободному выбору можно всё".

===============================

Резюмирую, как у меня менялось отношение к врагам в альтерре:

Я считала, что в игре, которая осознаётся как игра, хоть шутливая, хоть драматическая – можно всё, можно отыгрывать убийство и вообще всё что хочется / всё что нужно. Потому что, с одной стороны, оно такое же "ненастоящее" в плане непоправимости (травматичности) последствий, как твоё собственное игровое страдание или смерть. А с другой стороны, потому что оно настоящее в смысле важности переживаний и ценности опыта погружения во взаимодействие. При этом я всегда исходила из того, что игры допустимы только с добровольцами.

При переходе от Пограничья к альтерре я стала относиться к тем, кто меня окружал, как к существам в первой реальности. И взаимодействовать по своим тогдашним понятиям: хороших и слабых защищать, для этого с плохими драться – если по-другому не выходит, то до смерти.

Потом я поняла, что плохих не бывает, бывают такие, с которыми ничего ты лично не можешь сделать, кроме как убить.

Потом я поняла, что если есть возможность разбираться (время, силы, доступ к инфе), то очень мало таких, с кем ничего нельзя сделать, кроме как убить. Но есть такие, кто не желает вступать в такие отношения, которые я считаю лучшими для них – и с этим надо считаться.

Что касается чужих героев: там где я видела сразу по форме, что это игра (юмор, баловство, абсурд), так и относилась – автор имеет право развлекаться с собой как хочет, никто не пострадает; а где воспринимала чью-то художественную историю как часть реальности – переживала так же, как когда это происходит в первой реальности (с той оговоркой, что где ощущала бòльшую власть автора как демиурга над ситуацией, там предъявляла ему претензии). Очень поздно поняла, что многое только с моей точки зрения является второй реальностью, а для автора это игра с самим собой (а значит – все добровольцы и никто не умирает).
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

alterristika: (Default)
alterristika

March 2017

S M T W T F S
    1 234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 24th, 2017 06:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios